среда, 6 февраля 2013 г.

родителям нечитающих детей от читающего подростка

Приглашение к участию в интерактивной беседе на тему: «Подростки в информационном сообществе» (в свете вступившего в силу федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). К 30 сентября - Дню Интернета в России (Дню Рунета)         Подростки забывают про книги...Это катастрофа? Или нет? Давайте посмотрим, что по этому поводу думают ведущие отечественные и зарубежные психологи и психиатры, педагоги и писатели. Педагог Марина Аромштам, автор книг «Когда отдыхают ангелы» и «Мохнатый ребенок» (М.: КомпасГид, 2011), главный редактор интернет-журнала papmambook.ru для тех, кто читает детям, считает, что не-чтение совсем не обязательно мешает их самообразованию. - В их распоряжении есть другие виды искусства, такие как кино или музыка, которые также учат мыслить, - объясняет она свою позицию.- На лето учителя выдали школьникам перечень обязательной литературы: Гоголь, Толстой, Достоевский Списки длинные, произведения программные.  И как раз сейчас, когда надо столько прочитать, с подростком происходит что-то «неправильное». У него друзья, ноутбук, музыка и финал чемпионата Европы по футболу. А еще - ощущение пьянящей свободы и чувство, что школы больше не существует. И книг тоже.  А ведь рос читающим ребенком! Родители в отчаянии: что делать? -  В первую очередь, советует  Марина Аромштам, - надо отделить одну проблему от другой свое желание видеть ребенка за книгой от задачи подготовиться к новому учебному году. Вспомните: чтение это общение. Если ребенок не может одолеть «Войну и мир», это не значит, что он глуп и бесперспективен. Просто в данный момент Лев Толстой не входит в число важных для него собеседников. В этом вопросе родительский ресурс влияния ограничен. С какого-то момента нам все труднее говорить: (не) дружи с этим мальчиком (или девочкой), общайся так, а не этак! В отношении книг происходит то же самое. Если подросток интересуется тем, что мы читаем, и ценит наше мнение, это не правило, а подарок судьбы. Утешаться можно тем, что мы много читали ему в детстве. Что прочли, то и стало культурным запасом нашего ребенка. А как его наращивать или преобразовывать, он будет решать сам. И сам будет выбирать формы общения. Если это не криминальная компания, а Facebook, кино или музыка, которые вытесняют книги, то лучшая стратегия - проявить терпение, а самому оставаться книжным читателем. Наши стойкие культурные предпочтения вызывают уважение. И это тоже тактика, которая может сработать, - правда, на фоне доверительных отношений с ребенком. Альтернатива внеклассному чтению. Советы библиотекаряМогу предложить парадоксальную альтернативу летнему списку литературы - тоненький и остроумно написанный «учебник изящной словесности» Петра Вайля и Александра Гениса (Петр Вайль. Александр Генис. Родная речь. Уроки изящной словесности. М.: КоЛибри, 2011.) Он  вполне способен пробудить у подростка интерес к произведениям Пушкина, Гоголя и Толстого.  То же касается обязательного списка, просмотрите его вместе и выясните, что подростку может быть интересно. Пусть его «обязательства» распространяются на три-четыре книги. Вместе определите сроки, в которые сын (дочь) берется их прочитать. Выполнение обещания придется контролировать. Но это договор. И в основе его - личный выбор.  Не забывайте про кино и театр. И есть еще аудио-книги. Их можно слушать не только в дороге, в очереди, но и в ванной. А если ваш подросток будет принимать ванну немного чаще обычного, это совсем неплохо.  Это - интересно, или Я тоже так могу!В возрасте 9-13 лет у многих девочек начинает быстро увеличиваться вес тела, что нередко приводит к ожирению в будущем. Педиатры из клиники университета Дьюка (США) нашли эффективный способ мотивировать девочек быть активными и правильно питаться, предложив им почитать книгу! Увлеченные сюжетом одного из подростковых романов, девочки непроизвольно подражали героиням, которые правильно питались, много двигались и следили за своим весом. Ощущение «Я тоже так могу!» повышало самооценку и воодушевляло их.  Через полгода у этих девочек индекс массы тела снизился на 0,71%. (По сравнению с девочками из контрольной группы, у которых он вырос на 0,05%.)  - Наше исследование показывает, что увлекательное и осмысленное чтение напрямую влияет на поведение подростка, говорит доктор Сара Армстронг, руководитель Программы здорового образа жизни в клинике университета Дьюка.          Что делать, если он «зависает»?Более 60% родителей никак не ограничивают время, которое их дети-подростки 14-17 лет проводят в Интернете, и не контролируют страницы, которые они посещают. - Путешествие в виртуальном пространстве часто кажется взрослым менее опасным, чем прогулки подростка с друзьями, поясняет психолог Галина Солдатова. Главное сын или дочь дома, а значит, в безопасности. Между тем, более половины школьников 8-11-х классов сообщают в Сети личную информацию о себе (домашний адрес, номера телефонов) и время от времени встречаются «в реале» с теми, с кем познакомились в Сети.  Примерно каждый третий подросток признался в том, что Интернет мешает учебе, увлечениям и встречам с друзьями. Наконец, по разным оценкам, от 2 до 5% детей и подростков склонны к интернет-зависимости, которая может развиться в течение полугода активного (более 20 часов в неделю) пользования Сетью.  -Родителей должно насторожить, если у ребенка изменился стиль поведения, объясняет психолог Александр Войскунский. Например, подросток, который раньше делился событиями своей жизни, вдруг замкнулся в себе, перестал встречаться с приятелями, предпочитая виртуальное общение. Александр Войскунский убежден: вернуть в реальность подростка поможет в первую очередь искренняя заинтересованность взрослых. Ведь, отдавая Интернету предпочтение перед телевидением, книгами, друзьями или школой, все участники опроса самым главным для себя источником информации назвали все-таки родителей. Им подростки пока доверяют больше. Надолго ли? И что делать, если ребенок «зависает»? - Больше разговаривайте с сыном или дочерью просто так, обо всем, в том числе и о его путешествиях в Сети, советует Александр Войскунский. Поощряйте его дружбу со сверстниками в реальной жизни. А еще предложите ему попробовать свои силы в театральной любительской студии: ведь активное существование в рамках сетевой игры, погруженность в воображаемый мир, частая смена ролей вызывают воодушевление, очень похожее на то, которое испытывает актер, выходя на сцену. - Не стоит волноваться, это увлечение рано или поздно пройдет, - объясняет детский психиатр Даниэль Марселли. - А пока договоритесь с подростком о времени, которое он может проводить в интернете. Стоит ли драмати

09:28 Территория «Тинейджер»: библиотечный путеводитель для родителей нечитающих подростков

Территория «Тинейджер»: библиотечный путеводитель для родителей нечитающих подростков - 4 Сентября 2012 - ФОЛИАНТ

Комментариев нет:

Отправить комментарий