среда, 6 февраля 2013 г.

семинар культура чувашского края

83.89 Kb.НазваниеРеферат «Орнаменты народов России в вязании»Дата конвертации30.09.2012Размер83.89 Kb.Тип Реферат «Орнаменты народов России в вязании»Учитель: Никитина Л.В. Выполнила: «Очень важно с юного возраста приобщать ребенка к истории малой Родины , пробудить вначале любопытство, потом - любовь, а затем и ответственность за ее настоящее и будущее» Н.В. Федоров Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, так как сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации, Федеральной программе развития образования и в Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. Ценность дополнительного образования детей в том, что здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками. Дополнительное образование детей исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. Через это открытие он открывает мир и находит свое место в нем. Дополнительное образование детей необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Благодаря многообразию, разнонаправленности, вариативности, оно оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании. Сегодня огромное количество направлений предлагают детям и подросткам Дворцы, Центры, Дома творчества, станции техников, клубы экологов, спортивные школы. Но данная статья посвящена лишь одному из многих направлений деятельности учреждений дополнительного образования детей - изучению, сохранению и развитию национальной культуры. Педагоги дополнительного образования передают свои знания, умения и опыт, основываясь на традициях народа, сохраняя лучшие черты национального характера. С 2004 года в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Росток» г. Чебоксары работает программа «Наследие». Цель программы воспитание творческих способностей детей, их духовности, патриотизма через возрождение народных традиций, ремесел, гордости и любви к родному краю.В соответствии с этой программой в образовательный процесс всех без исключения педагогов включен национально-региональный компонент. Часть коллективов Центра «Росток» работают по программам, которые непосредственно изучают и пропагандируют народное творчество. Это хореографический коллектив «Рябинка», фольклорные ансамбли «Зоренька», «Илемпи», ансамбль народных инструментов «Эреш», учебные объединения «Керамика», «Лозоплетение», «Изготовление кукол в народных традициях», «Берестяная пластика», «Ручное ткачество», «Лоскутная мозаика», клуб по изучению родного края «Азамат». В этих учебных объединениях образовательная программа создается на основе ознакомления детей с народным творчеством, культурой и эстетическими ценностями народов России и Чувашии. О педагогических возможностях фольклора как средства воспитания, следует отметить особо. 15 лет в ЦРТДиЮ «Росток» существует фольклорный ансамбль «Илемпи» руководитель Заслуженный Учитель ЧР В.Н.Михайлова.С 2001 года коллектив носит звание «Образцовый детский коллектив». Авторская программа по изучению чувашского фольклора уникальное средство формирования культуры межнационального общения. Детский фольклор включает в себя такие жанровые разновидности, как детские народные песни, потешки, прибаутки, сказки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки, игры и т.д. Кроме того Верой Николаевной собран большой выставочный материал, в учебном классе размещена экспозиция фотографий, предметов быта, народных инструментов. За время существования коллектива получили обучение более 600 школьников. Коллектив постоянный участник районных, городских, республиканских мероприятий. За успешную пропаганду национальной культуры коллективу была присуждена чувашская литературная премия «Пюрнеске». Коллектив «Илемпи» пропагандирует культуру чувашского народа через песни, обряды среди иностранных гостей из США , Великобритании, Кореи, Голландии. Часть учебных объединений Центра не посвящают весь образовательный процесс национальной культуре, но вводят в программу модуль с национально региональным компонентом. В программе «Художественная вышивка» таким модулем является глава «Чувашская вышивка». В программе «Сувенир»- глава «Чувашский сувенир». В программах «Вязание спицами», «Вязание крючком»- глава «Вязание одежды с использованием элементов Чувашского орнамента». В программе «Мягкая игрушка» блок «Народные промыслы». В программе «Конструирование одежды» - глава «Современная чувашская одежда». В программе «Макраме»- глава «Плетение с использованием национально- регионального ком Часть педагогов, в соответствии с образовательными задачами, включают национально-региональный компонент в отдельные темы занятий по культуре, традициям, праздничным обрядам, ремеслам русского, чувашского, и других народов. Итогом работы по этим программам являются: - отчетные концерты, выставки с национальной тематикой «Из века в век», «Перезвон времен», «Росинки России», «Праздничный город». Выставка отдела декоративно-прикладного искусства «Белая коллекция» стала примером тому, как старинные узоры подчиняются современной форме, воплощаются в новых ритмах, пропорциях, колорите, как в традиционный орнамент вводится новые мотивы, придавая ему новое содержание. Знания, полученные на занятиях, конечно же имеют продолжение в детских работах, рефератах, творческих выступлениях. Национальный компонент используется и в проектах воспитанников, принимающих участие в научно-практических конференциях в рамках программы "Одаренные дети". Вот примеры работ воспитанников центра "Росток": «Галстук с чувашским орнаментом»- коллектив «Вязание крючком», «Кукла «Сарпике»- коллектив «Сувенир», «Использование чувашского орнамента в технике «Макраме»,- коллектив «Макраме», «Памятники архитектуры старой части Чебоксар XIII- XIX веков»- коллектив «Берестяная пластика", «Кукла- национальный сувенир» - коллектив «Мягкая игрушка», «Легенды родной земли из бересты»- коллектив «Берестяная пластика», «Чувашский орнамент в технике гильоширования»- коллектив «Сувенир». Базой по изучению культуры и истории родного края в Центре творчества является клуб «Азамат», руководитель Н.А.Павлушина. Программа построена так, что дети даже младшего возраста осваивают материал легко и непринужденно. Исторические события, факты, традиции изучаются на основе фольклора, произведений чувашских авторов. Кабинет, в котором проводятся занятия является своеобразным музеем, где собраны экспонаты одежды, быта чувашского народа. Но особый интерес вызывают работы детей декоративно-прикладного отдела: панно по легендам чувашского народа, гербы городов республики , плетеные и вышитые картины по чувашским сказкам. Программа клуба предусматривает экскурсии, заочные путешествия, интерактивные формы работы с детьми, которые может использовать любой педагог, она напечатана в сборнике Республиканской детско-юношеской библиотеки «Обретение Родины». По изучению культуры малой родины существует подпрограмма для детей дошкольного возраста, по которой в рамках семейного клуба «Ноев Ковчег» занимаются дети 3-х -7 лет вместе с родителями; и, наконец, подпрограмма «Истоки и развитие народных художественных промыслов Чувашии», созданная для педагогов дополнительного образования и для мастеров народных промыслов в «Школе молодого мастера». Большая работа проводиться в Центре "Росток" в рамках сетевого взаимодействия с Торгово-промышленной Палатой Республики. В рамках выполнения Республиканской программы сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике на 2006-2010 годы на базе Центра «Росток» открыта «Школа молодого мастера»

Реферат «Орнаменты народов России в вязании»

Реферат «Орнаменты народов России в вязании»

Комментариев нет:

Отправить комментарий